Елена Байбикова
Русскому человеку общение необходимо как воздух.
Со своей тягой к соборности русский человек охотно общается не только в толпе
или в переполненном транспорте, но и в местах, куда обычно ходят не за
общением, а за вещами несколько другого свойства. В бане, например. Или в
кинотеатре. В одиночку и на хороший фильм не всегда пойдет, а за компанию –
и на мультики про покемонов сходить не зазорно.
Правда, в первый раз собираясь в японский кинотеатр (компания тогда была
хоть и небольшая, но душевная), мы шли не на покемонов. Кажется, показывали
«Властелина Колец» или «Гарри Поттера», ну в общем нечто такое, что
смотрят обязательно на большом экране – а как иначе? Ведь спецэфекты!
Саунд опять же!
В общем, собрались у нас дома, сели на метро, доехали до центра, пришли в кино
и ищем девушку в кассе. А девушки нет. И кассы, в нашем понимании, тоже нет.
Хотя кассы в виде будочек и застекленных комнат в Японии существуют и даже
в большом количестве. В музеях, например, есть кассы; на вокзале бывают; в
храмах буддийских тоже есть – там входные билеты продаются, потому что без
билета не в каждый храм войдешь. А вот кинокасса, как оказалось, устроена
совсем по другому.
То, что мы увидели, напоминало регистрационные стойки в крупном, скажем во
Франкфуртском, аэропорту – длинный такой прилавок, подход к которому
располосован специальными столбиками с оградительными канатами. За
прилавком – девушки в униформе. Перед каждой – компьютерный дисплей, а
в ухе – наушник внутренней связи. И над всем этим – телевизионные экраны,
на которые выводится информация о сеансе и специальным значком
обозначено количество свободных мест: «кружок» – «мест еще много»;
«треугольничек» – «мест немного, но пока есть», «крестик» – «свободных мест
нет».
Сразу оговорюсь, что крестики и нолики к аэропорту отношения не имеют, но в целом, как мне кажется, аналогия вполне уместная. В сознании японцев
кинематограф – это окно, через которое можно посмотреть на заграничную
жизнь, ну а аэропорт – дверь, через которую туда попадаешь; то есть как бы
тоже окно, но побольше. И вот стоишь ты перед таким окном (или в дверях) и
веет на тебя заграничным ветром, и в глазах мелькает загранично-экзотичный
видеоряд. И получается, что вроде ты еще дома, но вроде уже и нет. Такая
домашняя заграница.
Поэтому поход в кино – это почти путешествие, и соответственно кинозритель в
Японии не просто кинозритель – а турист, и значит у него, как это принято у
японцев, есть довольно жесткая экскурсионная программа.
Двигаясь от регистрационной стойки строго вдоль оградительных канатов и
столбиков, он неизбежно попадает к киоску с сувенирами. (На моей памяти –
это были брелоки с Фродо и полотенца с Гэндальфом, или нет...брелоки с
Гарри и полотенца с Дамблдором, хотя какая в общем-то разница?) Вещевые
сувениры плавно переходят в пищевые (леденцы в виде мохнатых пяток и
волшебных палочек), а потом как-то незаметно начинается зона попкорна.
В общем, если рассуждать в рамках вышеупомянутой аналогии, то зал – это как
бы уже салон самолета, куда средестатистический японец попадает с ручной
кладью: с ведром попкорна, стаканом колы и с безупречно упакованными
сувенирами. Он усаживается поудобней, свет гаснет и, как в самолете, ему
показывают видеоролик о правилах поведения на борту - то есть о том чего
можно и чего нельзя делать во время просмотра фильма.
Скажем, в киносети MOVIX, куда мы пошли на свой первый просмотр,
эксплуатируется ролик с тремя бегемотиками, один из которых моральный
урод (голубой бегемотик), бросающий на пол поп-корн, громко болтающий
по мобильнику, кладущий ноги на спинку кресла и т.д., а два других –
олицетворяют справедливое и неизбежное возмездие. Они отбирают у него
ведро с поп-корном, разбивают мобильник, застёгивают ему рот на молнию и в
конечном итоге сажают его в мешок и с позором вывозят на смешной машинке
с сиреной из кинозала.
Русский человек привык к тому, что общение преобладает над угощением будь
то «пища для тела» или «пища для ума», и готов не только друзьям, но и всем
присутствующим сообщить, что он думает по поводу того или иного
персонажа. Японцы же смотрят фильмы в гробовой тишине. Никто не
засмеется даже, не хихикнет украдкой.
Один поход в кинотеатр, и стало ясно, почему дело обстоит именно так. Просто
японский кинозритель исходит из того, что:
1) в темном кинозале (как и в толпе, как и в переполненном транспрорте, как
и в клубах банного пара и т.д.) общаться неприкольно, потому что для
полноценного общения необходимо, чтобы собеседник находился в поле твоего
зрения.
2) святая обязанность кино-туриста – молча и сосредоточенно наслаждаться
видом из «окна».
3) если не соблюдать правила, любого из нас может постичь участь голубого
бегемотика.
Последний довод кажется мне самым убедительным.
...Интересно какова бы была реация наших зрителей? Моя подруга, например,
предположила, что они бы в ответ на голубого бегемотика экран порвали и
аппаратуру расколошматили, но по моему она преувеличивает пассионарность
отечественных синефилов...
От редактора:
Мы не смогли найти видео с бегемотиками, хотя в кинотеатре видели много раз. Приводим аналогичное, -- в кинотеатрах всегда перед фильмом пускают предупреждение о том, как следует себя вести.
К заголовку: Bill Holmes
MOVIX изнутри:
Место продажи билетов: Dick Thomas Johnson
Кинотеатр, путь к залам: zwelf_12
Комментарии
Отправить комментарий