Известно, что в ходе битв самураи собирали головы поверженных врагов как доказательство своих заслуг. В средневековых повестях, рассказывающих о мятежах годов Хогэн (1156), Хэйдзи (1159) и других, можно видеть такие сцены:
"Меч у Дзюро был уже наготове, он схватил и приподнял левую часть латной юбки-кусадзури Сабуро и снизу вверх трижды пронзил его с такой силой, что в раны входила и рукоять меча, и кулак. Раны были тяжелы, и тот повалился ничком наземь. Тогда Дзюро отрезал голову врагу, которого всё ещё сжимал ногами". (Повесть о смуте годов Хогэн)
"Враг отбросил лук, выхватил из-за пояса малый меч и не отступал, а когда Хираяма большим мечом отрубил ему левую кисть, бросился на него и сильно обхватил. Хираяма бросил меч, сжал врага и отрезал ему голову. Поставив голову на поленницу, перевёл дыхание, а тут подоспел и Гото-бёэ с привязанной к луке седла головой другого, что был в красных доспехах. Хираяма, увидев это, сказал: — А, господин Гото! Бросьте эту голову. Нынче недостатка в головах не будет. Потащите с собой эту — кто будет за вами носить головы тех, что познатнее? Бросьте её сейчас же! — на что тот отвечал: — Эти двое по виду — не простые воины. Оставим-ка эти головы здесь, пусть их местные посторожат, а потом заберём!" (Повесть о смуте годов Хэйдзи).
Как же дальше поступали с головами?
После битвы головы уносили в свой лагерь для регистрации, там на листе бумаги записывали имя победителя, имя убитого, оружие, которым достигнута победа, другие особенности боя, и привязывали бумагу к волосам головы.
Если самурай был слишком занят, чтобы унести голову, а его помощники также отсутствовали -- например, покинули поле с другими головами, то можно было отрезать нос с верхней губой. В этом случае за головой возвращались позже, а отрезанная часть служила гарантией -- её можно было приставить к голове и доказать её принадлежность. По неизвестным причинам головы с утраченными носом и губой назывались "женскими головами" -- оннакуби (возможно, оттого, что голова не могла принести пользы как трофей).
Голову чистили, расчёсывали, умащали благовониями и чернили зубы для показа военачальнику -- этим занимались обученные женщины. Так делали из уважения к военачальнику, а также для того, чтобы головы получили более высокую оценку.
Рекорд по количеству голов, собранных в одной битве, принадлежит Кани Сайдзо, вассалу Фукусимы Масанори, который в битве при Сэкигахаре (1600) собрал 22 головы, хотя смог доказать лишь 17 побед.
Головы мятежников могли выставлять на обозрение у ворот тюрьмы. Так, например, поступили с головой Тайра-но Масакадо, который в 939-940 годах объявил себя императором Восточной Японии. Он считался выдающимся воином, при жизни обладавшим несокрушимой силой духа, которая отчасти осталась и у головы -- по преданиям, она и через несколько месяцев выглядела как живая.
С холмом в квартале Отэммати токийского района Тиёда, где похоронена голова Масакадо, связаны как необычные события, так и городские легенды нашего времени.
1925 год
После Великого землетрясения Канто, уничтожившего большую часть Токио в 1923 году, Министерство финансов начало строительство своего офиса на месте этого холма. В это время множество работников министерства заболели необъяснимой болезнью, а 14 человек умерли один за другим, в том числе и сам министр. Поползли слухи о "проклятии головы Масакадо", на государственном уровне приняли решение прекратить строительство, и часть зданий была снесена.
1940 год
От удара молнии загорелось и полностью сгорело здание того же Министерства финансов. Местные жители вновь заговорили о проклятии и предполагали, что нужно провести церемонию умиротворения духа Масакадо. Государство установило на холме стелу с указанием, что холм является охраняемым историческим памятником.
1945 год
Командование оккупационных войск Союзников приняло решение рядом с холмом построить стоянку, но вкоре после начала строительства один бульдозер перевернулся, а водитель погиб. Местные жители рассказали о "проклятии Масакадо", и стройку остановили.
Сейчас, говорят, что в прилегающих зданиях окна устраивают таким образом, чтобы нельзя было смотреть на могилу сверху вниз, а столы в них установлены так, чтобы работники не сидели спиной и не поворачивались задом к холму, однако точно неизвестно, правда это или нет.
Комментарии
Отправить комментарий