К основному контенту

История искусства бонсай



Бонсай – одно из известнейших японских традиционных искусств, неотделимое от образа Японии. Оно стоит в одном ряду с театром Кабуки, чайной церемонией и кимоно. Однако многие ли знают, с чего оно началось и какой путь прошло, прежде чем обрести современную форму? Чтобы узнать об этом, мы посетили Музей искусства бонсай в Омия.
У входа в музей бонсай в Омия

Омия, старый город недалеко от Токио, до которого можно добраться за 30 минут от Синдзюку или Уэно, является известнейшим центром искусства бонсай на протяжении последних ста лет. И вот что рассказывают в музее об истории этого искусства.

Само слово бонсай – сравнительно новое, а искусство создания в горшке или на подносе композиций из маленьких деревьев и камней имеет долгую историю. Одно из древнейших изображений, связанных с этим искусством, можно видеть в гробнице князя Ли Сяня в Китае на фреске, созданной примерно 1300 лет назад. Один из изображённых на ней людей несёт поднос с небольшими растениями, как это видно на плакате выставки ниже.

Китайская фреска на плакате, посвящённом выставке


Старейшие изображения бонсай можно видеть на живописном свитке «Записи о чудесах божества Касуга» (Касуга гонгэн гэнки), датируемом периодом Камакура (1185-1333). Подобные картины можно видеть и в свитках более позднего времени, и на расписных ширмах в периоды Муромати (1133-1603) и в раннем Эдо (1603-1868). Слово «бонсай» тогда ещё не использовали, а в созданном португальцами в 1603 году словаре Vocabulario da Lingoa de Iapam есть слово «бонсан» (盆山, букв. “горы на подносе”), обозначающее миниатюрные пейзажи с деревьями и мхом на тарелке или подносе. Бонсан с камнями, вросшими в корни деревьев, сёгуны Асикага в период Муромати ценили как сокровища.

До первой половины периода Эдо такими растениями увлекались представители высших сословий, в позднем Эдо эта культура вышла в народ. Массовая культура бонсай запечатлена на многих гравюрах укиё-э.
Слово, которое иероглифами записывается так же, как «бонсай» (盆栽) появляется в книге по агрокультуре «Записки о выращивании трав и деревьев (Сомоку содатэ гуса, 1818), но тогда оно читалось по японским чтениям иероглифов как хатиуэ («посаженное в горшок»). В конце периода Эдо популярной стала чайная церемония в китайском стиле сэнтя, а уже в ней это слово широко использовалось в китайском японизированном чтении, бонсай. Этот вид чайной церемонии исчез из-за Японско-китайской войны (1894), но искусство бонсай сохранило новое поколение любителей. Премьер-министр, основатель Университета Васэда граф Окума Сигэнобу (1838-1922) выделил место для бонсай в своей резиденции. Такая любовь к миниатюрным деревьям среди крупнейших политиков и бизнесменов сделала бонсай одним из показателей статуса.
Кобаяси Тосио (1889-1972)
Кобаяси Тосио (小林憲雄, 1889-1972), исследователь бонсай, редактор и издатель журнала «Бонсай» в период Тайсё (1912-1926). Один из отцов современного искусства бонсай. Он пропагандировал это искусство, утверждая, что это больше, чем хобби, но самостоятельный жанр, такой же, как живопись или скульптура. Благодаря его усилиям была открыта выставка бонсай «Какофу» в Муниципальном художественном музее в Уэно.


Как же Омия стала центром бонсай? До периода Тайсё многие мастера и торговцы бонсай жили в токийском районе Бункё, но модернизация и рост столицы усложнили выращивание растений. После Великого землетрясения Канто 1923 года некоторые мастера стали искать новое место, и в 1925 году Симидзу Ритаро, Като Томэкити и Кураиси Ацуо перенесли свои мастерские в Омию, а в 1928 году открыли кооператив «Деревня бонсай», в котором тогда было 20 членов. В 1936 году в Омии было 35 мастерских, хотя сейчас осталось только 6. В правилах для участников было указано, что они должны владеть не менее 10 бонсай, открывать свои сады для публики, не строить зданий в два и более этажей, чтобы не закрывать другим солнечный свет, и в качестве ограды использовать живые растения.

Вторая мировая стала большим испытанием для искусства, но в послевоенные годы оно вновь возродилось, а особенно важными вехами для него были выставки к Токийской Олимпиаде 1964 года и Экспо70 в Осаке. «Деревня бонсай» в Омии и и музей привлекают с каждым годом всё больше туристов, и в 2017 году здесь будет проходить выставка мирового значения, World Bonsai Convention.


Музей искусства бонсай в Омия, преф. Сайтама
2-24-3 Toro-cho, Kita Ward, Saitama City, Saitama, 331-0804
Тел.048-780-2091
Факс048-668-2323
Вебсайт http://www.bonsai-art-museum.jp
На поезде:
5 минут пешком от восточного выхода ст. Торо на линии JR Уцуномия
10 минут пешком от ст. Омия-коэн линии Тобу-Нода
Часы работы
9:00-16:30 с марта по октябрь
9:00-16:00 с ноября по февраль
*Продажа билетов прекращается за 30 минут до закрытия музея
Выходные дни
Четверг (кроме национальных праздников)
С 29 декабря по 3 января
*Иногда временно закрыт на период подготовки выставок

Цена билета (в скобках для групп от 20 чел.)
Взрослые: 300 (200) йен
Старшеклассники, студенты, пожилые люди за 65 лет: 150 (100) йен
Учащиеся младших и средних классов: 100 (50) йен
*Билеты продаются за полцены для инвалидов и их сопровождающих
 Далее несколько фотографий, отражающих атмосферу деревни бонсай.




















Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Средние зарплаты в Японии по профессиям: занимательная статистика

Допустим, вы имеете определённую специальность и хотели бы работать в Японии. Чтобы понять, на что примерно вы можете рассчитывать, мы приводим средние цифры годовых окладов по различным специальностям. Как перевести йены в доллары, мы объясняли в предыдущем посте о ценах на жильё . При подготовке этого текста было интересно узнать, что врач, профессор и полицейский -- одни из высокооплачиваемых работ, охранник зарабатывает вдвое меньше, чем полицейский, а медсестра -- несколько больше обычного офисного клерка. Профессия Средняя годовая зарплата (йен) Кол-во людей, занятых в профессии Премьер-министр 41 650 000 1 Профессиональный бейсболист 37 430 000 752 Министр правительства 30 410 000 17 Администратор министерства 24 320 000 12 Начальник Токийского управления полиции 22 950 000 1 Депутат парламента 22

Международные браки в Японии: 70% разводов

Японское приложение Match Alarm для поиска брачных партнёров проводило опрос среди 4566 пользователей об их отношении к международному браку. Выяснилось, что позитивно к нему относятся 59% мужчин и 69,2% женщин. Высказавшиеся позитивно в комментариях писали, что в глобальном обществе это нормально, и что любовь не знает границ. Противники международных браков указывали на культурные отличия и языковой барьер. Действительно, браки между людьми из разных стран, выросшими в разной культурной среде, в реальной жизни не всегда заканчиваются счастливо. Статистика говорит, что около 70% международных браков в Японии заканчиваются разводом. В чём же дело, как сложились особенности международных браков между японцами и представителями других национальностей?

Косплеер Namada в фотосессии с осьминогом: японка и скользкие щупальца

Не прекращает поражать нас энтузиазм любителей косплея, который уже из хобби становится и профессией, и разновидностью искусства. Косплеер, модель и блоггер Namada в сотрудничестве с фотографом Ямамото Кандзан создала серию фотографий с 18-килограммовым осьминогом. Авторы серии сказали, что их обоих увлекали осьминоги и щупальца, и им хотелось поработать с ними и сделать что-то необычное. Результаты фотосессии были показаны на выставке Numeru Namada (Склизкая Намада) в Токио на Икэбукуро, в "Gallery O". У многих сочетание женского тела и щупалец может вызвать ассоциации с одной из наиболее эксцентричных форм японской порнографии, которая берёт своё начало в старинной гравюре сюнга -- "весенние картинки". Самая известная работа на эту тему -- это "Сон жены рыбака" (Кацусика Хокусай). Ямамото говорит, что не может сказать, что его вдохновляла именно сюнга, скорее просто хотелось обыграть осьминога и показа