К основному контенту

Тэнугуи – хлопковое полотенце с долгой историей




Тэнугуи - эволюция хлопкового отреза

Первоначально такие полотенца, сделанные из хлопка, применяли для того, чтобы вытереть пот с лица, либо в качестве банного полотенца после принятия ванны. Потом их стали использовать как повязку на голову во время праздничных гуляний.

Увидев тэнугуи впервые, можно удивиться его нарочитой простоте – у него не обработаны края. Но и в этом есть свой смысл.

Первоначально тэнугуи были достаточно большими, но к периоду Эдо (1603-1868) он приблизился к современному размеру, который составляет 90х35 см. Часто тэнугуи делались из обрезков ткани для кимоно. Характерной особенностью тэнугуи является отсутствие обработки краев. Считается, что благодаря этому полотенце быстрее сохнет и не собирает лишних микробов. Те, кто не знает этого, часто недоумевают – как в Японии, известной качеством товаров, продаются полотенца с необработанным краем.

Расцветка тэнугуи может быть самой разнообразной: от монотонного цвета полотна до индиго (аидзомэ) или многоцветного узора.

По-японски слово тэнугуи обычно означает «полотенце». Так как впоследствии в Японию завезли полотенца из западного мира, чтобы не возникало путаницы, когда говорят именно о традиционных японских полотенцах, говорят: «японское тэнугуи» (日本てぬぐい).



Картина Утамаро
«Девушка, вытирающая пот»


История тэнугуи – это история японского ткачества. С древних времен в Японии использовалось в основном 2 типа полотна – льняное и шелковое. В эпоху Хэйан был принят кодекс годов Ёро, в котором был прописан закон о ношении одежды. Согласно этому закону, простолюдины должны были носить льняную одежду, а люди из богатого сословия – шелковую. Хлопок же, стоил еще дороже шелка, так как его поставляли только из Китая. Но, начиная с ранней эпохи Эдо, его стали в больших количествах выращивать в Японии, что способствовало его распространению среди населения. Тэнугуи не только стали использовать для уборки храмовых помещений, но и в качестве занавески от палящего солнца, или как элемент одежды – наматывали на голову.




В эпоху Хэйан только служитель синтоистского храма высокого ранга мог носить тэнугуи в качестве элемента одежды или использовать его для уборки алтаря во время проведения церемоний, так как ткань сама по себе была очень дорогая. Но, начиная с эпохи Муромати хлопок стал доступен простому населению, которые с удовольствием использовали тэнугуи в качестве банных полотенец в общественных банях.




В эпоху Эдо (1603-1868) производство хлопка стало массовым, и с ростом популярности общественных бань тэнугуи стало популярным атрибутом. Также, после внедрения закона о запрете на роскошь шелковые кимоно были запрещены, поэтому стали шить кимоно из хлопка, обрезки которого шли на тэнугуи, которое стало атрибутом хозяйства простых людей.

Однако этим функции тэнугуи не ограничиваются. Люди стали использовать его, чтобы подчеркнуть свой наряд и выделиться из толпы. Можно было заказать тэнугуи с определенным узором и надписями, проводились целые семинары по оценке узоров тэнугуи. Также среди населения стала популярна новая забава – оритэнугуи (то же самое, что оригами, только из ткани).




Представители разных профессий имели свои способы носить тэнугуи: торговцы лекарственными средствами и книгами носили тэнугуи не так, как торговцы рисом и пиломатериалами (эти защищали одежду от крошек, получавшихся при шлифовке риса, и от деревянных стружек).
Актеры и представители других творческих профессий (ракуго, традиционный танец и тд.) также широко использовали тэнугуи.



Часто известные актеры театра Кабуки, сумоисты-чемпионы и представители театрального жанра ракуго (юмористический рассказ) вместо визитной карточки дарили высокопоставленным гостям подарочные тэнугуи с эмблемой своего рода.






Красили тэнугуи вручную в специальных мастерских. В эпоху Мэйдзи был изобретен новый способ окрашивания, позволяющий прокрасить и лицевую, и изнаночную сторону, а также раскрасить тэнугуи в разные цвета одновременно (суть его заключалась в том, что клейстером замазывали ту часть полотна, которую не хотели окрашивать, а потом клейстер смывали).

С развитием цивилизации и проникновением западной культуры в Японию вошли в обиход платочки и махровые полотенца, а тэнугуи утратили былую популярность. Как и кимоно, их стали считать немодной и устаревшей вещью. Началась мода на все западное.

В наши дни тэнугуи используют в качестве легкого полотенца в сельском хозяйстве, на праздниках, в традиционных искусствах и боевых искусствах (например, повязывают на голову перед тем, как надеть шлем в искусстве фехтования кэндо – обычное полотенце для этого слишком плотное), используют в качестве сувенирной продукции на фестивалях, а также украшают интерьер, вешая на стену, как свиток.







Любителям японских собак сиба-ину можем порекомендовать прекрасные современные тэнугуи с изображениями этих собак. Не без доли юмора использованы мотивы гравюр Хокусая и других японских художников, ретро-мотивы старой доброй Японии эпохи Мэйдзи и современные картины Японии.




Источник: Shibainu-ArtЕкатерина Назарова-Ёсида




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Средние зарплаты в Японии по профессиям: занимательная статистика

Допустим, вы имеете определённую специальность и хотели бы работать в Японии. Чтобы понять, на что примерно вы можете рассчитывать, мы приводим средние цифры годовых окладов по различным специальностям. Как перевести йены в доллары, мы объясняли в предыдущем посте о ценах на жильё . При подготовке этого текста было интересно узнать, что врач, профессор и полицейский -- одни из высокооплачиваемых работ, охранник зарабатывает вдвое меньше, чем полицейский, а медсестра -- несколько больше обычного офисного клерка. Профессия Средняя годовая зарплата (йен) Кол-во людей, занятых в профессии Премьер-министр 41 650 000 1 Профессиональный бейсболист 37 430 000 752 Министр правительства 30 410 000 17 Администратор министерства 24 320 000 12 Начальник Токийского управления полиции 22 950 000 1 Депутат парламента 22

Международные браки в Японии: 70% разводов

Японское приложение Match Alarm для поиска брачных партнёров проводило опрос среди 4566 пользователей об их отношении к международному браку. Выяснилось, что позитивно к нему относятся 59% мужчин и 69,2% женщин. Высказавшиеся позитивно в комментариях писали, что в глобальном обществе это нормально, и что любовь не знает границ. Противники международных браков указывали на культурные отличия и языковой барьер. Действительно, браки между людьми из разных стран, выросшими в разной культурной среде, в реальной жизни не всегда заканчиваются счастливо. Статистика говорит, что около 70% международных браков в Японии заканчиваются разводом. В чём же дело, как сложились особенности международных браков между японцами и представителями других национальностей?

Косплеер Namada в фотосессии с осьминогом: японка и скользкие щупальца

Не прекращает поражать нас энтузиазм любителей косплея, который уже из хобби становится и профессией, и разновидностью искусства. Косплеер, модель и блоггер Namada в сотрудничестве с фотографом Ямамото Кандзан создала серию фотографий с 18-килограммовым осьминогом. Авторы серии сказали, что их обоих увлекали осьминоги и щупальца, и им хотелось поработать с ними и сделать что-то необычное. Результаты фотосессии были показаны на выставке Numeru Namada (Склизкая Намада) в Токио на Икэбукуро, в "Gallery O". У многих сочетание женского тела и щупалец может вызвать ассоциации с одной из наиболее эксцентричных форм японской порнографии, которая берёт своё начало в старинной гравюре сюнга -- "весенние картинки". Самая известная работа на эту тему -- это "Сон жены рыбака" (Кацусика Хокусай). Ямамото говорит, что не может сказать, что его вдохновляла именно сюнга, скорее просто хотелось обыграть осьминога и показа