Укиё-э, или «образы зыбкого мира», – это японские гравюры
и картины на мирские темы, отображающие различные аспекты жизни. Они были очень
популярны в XVII-XIX веках, а сейчас являются предметом коллекционирования.
Гравюры посвящены самым разнообразным темам – религия,
театр, повседневный быт, музыка, яркая эротика (сюнга, «весенние картинки»),
знаменитые пейзажи, и даже медицинские справочники. Здесь мы представим один из
сюжетов, привлекавших нескольких художников – популярное пояснение функций
органов тела через их персонификацию. Иначе говоря, каждый орган представлен в
качестве человека за каким-то занятием.
Выше - «Зерцало физиологии еды и питья» (Инсёку ёдзё кагами, 飲食養生鑑), которое
создал Утагава Кунисада, изображает мужчину, пьющего сакэ, перед которым стоит
еда. Маленькие человеческие фигурки в туловище символизируют органы и представляют
различные этапы пищеварения. Два стражника в самом низу охраняют ворота мочеиспускания
(小便門) и дефекации (大便門).
Жёлчный пузырь выполняет функцию инспектора, следящего за
состоянием всего организма. После того, как еда попадает внутрь, она оказывается
в селезенке, которая, как ни странно, помещена в верхнюю правую часть живота.
Сердце участвует в процессе "сжигания" еды. В нём ученый-самурай руководит
процессом жизни. Перед ним – две стопки книг.
«Зерцало сексуальной жизни» (Бодзи ёдзё кагами, 房事養生鑑) сделано, вероятно, одним из учеников Кунисады. На этой
гравюре изображена женщина в красочной одежде, она курит трубку. Подобно предыдущей,
эта картина представляет различные внутренние органы, но с акцентом на те,
которые необходимы для родов, – например, матка. Обе гравюры должны были предостерегать
от излишеств в еде, питье и сексе.
«Спина и живот, детские забавы» (Сэнака ни хара кодомо асоби, 背中に腹子供遊び), неизв. художник, конец XIX в.
Вебсайт Hyperallergic, посвящённый искусству, упоминает обширную
коллекцию оцифрованных японских гравюр в библиотеке USCSF, где можно найти
много подобных произведений:
«Внутренние функции тела, показанные популярными актерами
Кабуки» (Кинрай рюко кабуки уваса кэмбуцу-но хара) неизвестного художника, конец
XIX в.
«Схема десяти пределов внутри тела» (Тайнай-но дзюккай-но
дзу), Утагава Кунитэру III, 1885
Источник: Spoon&Tamago
Если вам нравится Japan Mirror, лайкните нашу страницу в Facebook или Вконтакте
Комментарии
Отправить комментарий