К основному контенту

Изменения в восприятии сексуальности в японской литературе до начала 20 века



Более 3000 женщин и 900 мужчин – таково количество любовников главного героя романа Ихара Сайкаку 1682 года «Жизнь любвеобильного мужчины» (Косёку итидай отоко). Сайкаку, родившийся в Осаке в 1642 году, стал известным писателем, который без купюр описывал живую и открытую сексуальность периода Эдо (1603-1868), процветавшую в кварталах развлечений. В 1685 он выпускает сборник рассказов «Пять любвеобильных женщин» (Косёку гонин онна), в 1686 году – «Жизнь любвеобильной женщины» (Косёку итидай онна), в которую включил небольшую лесбийскую сцену, а в 1687 году – сборник «Великое зерцало мужской любви» (Нансёку оокагами), посвящённую исключительно любви между мужчинами.


Источник фото



Сексуальная открытость персонажей Ихары кажется совершенно несовместимой с современной консервативной Японией. Сейчас активно обсуждается признание ЛГБТ-браков, и хотя традиционно консервативные страны, такие как Ирландия, легализовали однополые браки, Япония ещё далеко позади. Недавнее решение Верховного суда даже отклонило право супругов (обычно женщин) сохранять свою фамилию после вступления в брак.

Нынешний социальный консерватизм в Японии противоречит не только западным тенденциям либерализации, но и собственному прошлому страны. Писатели, начиная с Ихары и до современных авторов, таких как Нацумэ Сосэки и Юкио Мисима, часто относились к сексуальности с любопытством.

Когда Мисима принялся за свой знаковый роман «Исповедь маски» (Камэн-но кокухаку), он заявил, что будет исследовать табу гомосексуального желания, как никто другой до него – и его лишь немного затмевают произведения европейских писателей, таких как Андре Жид и Жан Кокто. Мисима не преувеличивал – это откровенное признание гомосексуальных и садомазохистских желаний вызвало сенсацию в Японии. Используя анализ европейских сексологов, таких как Хэвлок Эллис и Магнус Хиршфельд, Мисима утверждал, что он писал о «сексуальной инверсии» и что его исповедь была «наиболее эффективной формой психотерапии». Как же Япония, которая когда-то была настолько толерантна к нансёку (мужскому гомосексуализму), настолько оторвалась от своего сексуально либерального литературного прошлого?





В романах эпохи Мэйдзи (1868-1912) гомоэротичные темы подавались очень тонко. Например, лишь немногие читатели заметили, что герои-мужчины романа Нацумэ Сосэки 1907 года «Новаки» (野分) описаны как «любовники». Это – логическое продолжение литературы предыдущего периода Эдо, изобилующей гомосексуальной эротикой.

Возьмём короткий рассказ о привидениях Уэда Акинари «Клятва хризантем» (Кикка-но тигири, также может восприниматься как «Свидание (или «связь» хризантем»), опубликованный в 1776 г. В нем самурай дает обещание учёному-конфуцианцу, который вернул ему здоровье, вернуться к Празднику хризантем, но попадает под стражу вдали от тех мест и не может выполнить обещание. Как же он поступил? Он убил себя, что позволило его призраку явилься вовремя. Что это – рассказ о благородстве и чести самурая, или повествование о любви двух мужчин, чья любовь настолько сильна, что один из них предпочёл умереть, чем разочаровать другого? Учитывая, что хризантема является в том числе и символом гомосексуального секса в Японии, можно с уверенностью предположить последнее.



В иудейской, христианской и мусульманской традиции гомосексуализм оказался вне закона, но в Японии, где утвердились буддийские и конфуцианские идеалы уважения, верности и преданности, однополые отношения были вполне обычны. С периода Хэйан (794-1185) многочисленные японские буддийские храмы и монастыри с их многочисленным мужским обществом и изолированностью от остального общества были широко известны тем, что однополые отношения в них процветали.

Так, в «Рассказах об Иккю, собранных в разных землях», св. 3 «10. О монахе по имени Тикурин», история начинается с того, что «Был там где-то мальчик, который понравился настоятелю, он раз за разом принимал его и они развлекались, а потом почему-то мальчик к нему охладел и перестал приходить, а Тикурин в расстроенных чувствах оставил всё, закрылся в спальне, лежал ничком, жаловался прислуге, бросался подушками и всячески злословил. Тут-то пришёл к нему Иккю». Таких историй в литературе того времени немало, и такая любовь подаётся как нечто обычное.

Гомосексуальные связи между самураями в те времена, выражавшиеся в отношениях между вакасю (подростком) и самураем более старшего возраста считались облагораживающими, дающими друзей на всю жизнь, и служили для укрепления существующих властных отношений, мотивируя молодых самураев не жалеть жизни за своего партнёра и господина. Одним из наиболее известных примеров, который нашёл отражение в пьесе Кабуки Цуруя Намбоку IV, была связь 17-летнего юноши Мори Раммару (1565-1582) и властного военачальника Ода Нобунага (1534-1582), настолько сильная, что тот умер вместе со своим господином – возможно, от его собственной руки.

Когда вакасюдо («Путь малчиков») распространился среди более коммерчески настроенного среднего класса в период Эдо, появилось множество мужчин-проституток, и молодые актеры Кабуки часто подрабатывали проституцией, пользуясь успехом как среди мужчин, так и среди женщин.



Велико искушение видеть сексуальные отношения этого периода как спокойные и открытые по сравнению с более поздним подавлением их в эпоху Мэйдзи. Однако не стоит забывать, что этот кажущийся «либерализм» существовал в эпоху жёстких социальных предписаний патриархального общества, и свободное отношение к сексу и полу не распространялось на всё, что могло бы нарушить социальный порядок – женщины подчинялись своим мужьям, а прелюбодеяние было уголовным преступлением, наказуемым смертью (как для мужчин, так и для женщин).

В течение этого периода так называемые «кварталы развлечений» были определены как единственно приемлемые места для мужчин, где они могли снять сексуальное напряжение с проститутками, прежде чем вернуться в лоно социального соответствия. Любовь к проституткам часто имела фатальные последствия, что служило темой многих трагических произведений, в том числе знаменитой пьесы Тикамацу Мондзаэмона 1720 года «Двойное самоубийство на острове Небесных сетей» (Синдзю тэн-но амидзима).



Сёгунское правительство строго контролировало эти кварталы, чтобы распущенность не выходила за определенные границы. В период Эдо мы видим множество указов, запрещающих аморальное поведение, в том числе эротические книги и произведения искусства.

Японские писатели на протяжении столетий изучали различные аспекты сексуальной идентичности, но в конце 19-го века, когда страна открылась для остального мира, проявления сексуальности стали замалчиваться, и литература постепенно приходила в соответствие с нормами чопорно-моралистического и отчётливо-гомофобного викторианского романа.

Традиционный сексуальный либерализм скрылся под импортированным кодом репрессивной сексуальной морали, и японская литература претерпела глубокие изменения. А с изменением фокуса внимания писателей сместились акценты восприятия всей страны, начавшей забывать о своём ярком сексуальном прошлом.

(Это первая из трех частей статьи о сексуальности в японской литературе. Вторая часть этой будет опубликована 18 декабря. Автор, Дамиан Фланаган, написал книги "Юкио Мисима" (Reaktion Books, 2014) и «Лондонский Тауэр: Сказки викторианского Лондона" (Peter Owen, 2004).
Источник:  Japan Times
Фото к заголовку


Если вам нравится Japan Mirror, лайкните нашу страницу в Facebook или Вконтакте











Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Средние зарплаты в Японии по профессиям: занимательная статистика

Допустим, вы имеете определённую специальность и хотели бы работать в Японии. Чтобы понять, на что примерно вы можете рассчитывать, мы приводим средние цифры годовых окладов по различным специальностям. Как перевести йены в доллары, мы объясняли в предыдущем посте о ценах на жильё . При подготовке этого текста было интересно узнать, что врач, профессор и полицейский -- одни из высокооплачиваемых работ, охранник зарабатывает вдвое меньше, чем полицейский, а медсестра -- несколько больше обычного офисного клерка. Профессия Средняя годовая зарплата (йен) Кол-во людей, занятых в профессии Премьер-министр 41 650 000 1 Профессиональный бейсболист 37 430 000 752 Министр правительства 30 410 000 17 Администратор министерства 24 320 000 12 Начальник Токийского управления полиции 22 950 000 1 Депутат парламента 22

Международные браки в Японии: 70% разводов

Японское приложение Match Alarm для поиска брачных партнёров проводило опрос среди 4566 пользователей об их отношении к международному браку. Выяснилось, что позитивно к нему относятся 59% мужчин и 69,2% женщин. Высказавшиеся позитивно в комментариях писали, что в глобальном обществе это нормально, и что любовь не знает границ. Противники международных браков указывали на культурные отличия и языковой барьер. Действительно, браки между людьми из разных стран, выросшими в разной культурной среде, в реальной жизни не всегда заканчиваются счастливо. Статистика говорит, что около 70% международных браков в Японии заканчиваются разводом. В чём же дело, как сложились особенности международных браков между японцами и представителями других национальностей?

Косплеер Namada в фотосессии с осьминогом: японка и скользкие щупальца

Не прекращает поражать нас энтузиазм любителей косплея, который уже из хобби становится и профессией, и разновидностью искусства. Косплеер, модель и блоггер Namada в сотрудничестве с фотографом Ямамото Кандзан создала серию фотографий с 18-килограммовым осьминогом. Авторы серии сказали, что их обоих увлекали осьминоги и щупальца, и им хотелось поработать с ними и сделать что-то необычное. Результаты фотосессии были показаны на выставке Numeru Namada (Склизкая Намада) в Токио на Икэбукуро, в "Gallery O". У многих сочетание женского тела и щупалец может вызвать ассоциации с одной из наиболее эксцентричных форм японской порнографии, которая берёт своё начало в старинной гравюре сюнга -- "весенние картинки". Самая известная работа на эту тему -- это "Сон жены рыбака" (Кацусика Хокусай). Ямамото говорит, что не может сказать, что его вдохновляла именно сюнга, скорее просто хотелось обыграть осьминога и показа